Родители – первые и главные педагоги своих детей?!
Родители – первые и главные педагоги своих детей?!
Так ли это? Обсудим в следующей заметке.
Для начала обратим свое пристальное внимание на выдержку из Закона РФ «Об образовании», где в статье 18, пункте 1 говорится о том, что родители являются первыми и главными педагогами своего ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте для приобретения навыков социализации и последующей его интеграции в общество.
А теперь поразмыслим, что это получается:
- Мы – родители (по закону нашей страны) являемся первыми и главными педагогами своих детей.
Т.е. родитель для ребенка с нарушенным слухом и после кохлеарной имплантации должен быть: и воспитателем, и дефектологом, и психологом, и сурдопедагогом, и педагогом по физической культуре, и всеми другими педагогами, которые нужны сейчас ребенку.
Не забываем, что, когда мы говорим о родителях – мы имеем в виду обоих родителей, т.е. маму и папу или лиц, их заменяющих (бабушка, дедушка, приемные родители пр.).
Что значит, быть в одном лице сразу таким большим количеством педагогов? А значит это то, что каждый из родителей должен владеть минимальными знаниями в разных областях педагогической науки.
Но, ведь на педагогов разного профиля люди специально обучаются в училищах и институтах, скажете вы. Что делать? Надо идти учиться? Где взять знания? Куда обратиться за помощью? Такие вопросы вас посетят. Не волнуйтесь! Как раз для этого специально для вас существует целый арсенал особо обученных педагогов – профессионалов различных областей. Именно у них вы будете учиться работе (обучению и воспитанию своего ребенка).
Специалисты, проводя занятия с вашим ребенком, обучают не только его, но и вас, используя при этом разные методики и подходы (на первый взгляд не всегда заметные для вас). Для обучения родителей педагоги используют следующие приемы – от самых явных до неощутимых на первый взгляд:
- Школы для родителей;
- Собрания;
- Индивидуальные консультации;
- Домашние задания;
- Обсуждения результатов обучения ребенка;
- Демонстрация успехов других детей;
- Открытые уроки;
- Родительские дневники;
- Методическая и дидактическая литература;
- Комментирование занятия с ребенком;
- Др.
Т.о. педагогически подкованы должны быть все родители, которые являются первыми и главными педагогами своего ребенка.
- Родители обязаны проводить физическое, нравственное и интеллектуальное воспитание своего ребенка, что является его социализацией и обеспечивает интеграцию в «слышащее» общество.
Обратите внимание, что родители именно обязаны это делать.
Когда же проводить занятия с ребенком? Ведь обычный режим дня строится следующим образом: подъем, завтрак, экстренные сборы в садик или школу, занятия в образовательном учреждении, вечерний ужин дома, немного свободного времени и отбой. Что же – в это «немножко свободного времени» нужно осуществить как минимум отдых ребенка и его свободное личное время. Получается, что для занятий на рабочей неделе совершенно нет времени.
А на выходных обычно организуются какие-либо совместные семейные мероприятия. Нет времени для занятий с ребенком совершенно – так получается?! Нет – совершенно не так. А как?
Давайте для начала разберемся, что такое целенаправленные занятия с ребенком? Какие они? Как их нужно проводить? И, самый главный вопрос, – когда их проводить?
Обучение может быть формальным – это целенаправленные, систематизированные занятия в специально организованной деятельности, т.е. индивидуальные и групповые занятия. Обучение также может быть информальным – это целенаправленное, не всегда систематизированное развитие ребенка в его обычной ежедневной деятельности: игра, режимные моменты, праздники и пр.
Обычное стандартное мнение родителей и (зачастую) специалистов, что занятия с ребенком – это только формальное обучение. Зачастую участники процесса реабилитации забывают о пользе и преимуществах информального обучения.
Получается, что родители в состоянии заложить полноценные основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в обычных повседневных ситуациях, используя информальное обучение.
Вперед! Дерзайте!
В следующих заметках мы рассмотрим варианты информального обучения, как его правильно и максимально эффективно организовать!
Удачи Вам и вашему ребенку!
Эта заметка появилась 12 декабря 2012 года в полете из Санкт-Петербурга в Омск. Магические числа: 12.12.2018 в 12.12, в полете 12 минут. Что бы это значило? Думаю, то, что будем продолжать тему информального обучения, т.к. это очень важно.