Обучение или мучение?!

Выбираем для себя однозначно!

Кажется, что любое обучение для ребенка должно и является мучением. Все занятия, как правило, ассоциируются у нас с сидением за столом в течение 45 минут, со строгим образом педагога, с четкой и продуманной системой поощрения и наказания и многими другими моментами, которые никак не подходят для естественного развития слухоречевого поведения.

Методика развития естественного слухоречевого поведения предполагает совершенно другой тип обучения – приятное и желаемое для ребенка, для его родителей и других близких. Заставляя ребенка заниматься, у взрослого не получится отложить материал в подсознании ребенка, сделать его значимым и актуальным. Естественное слухоречевое поведение формируется лишь тогда, когда ребенок сам принимает обучение, когда взрослый не обучает его против воли.

Вспомните свои беспокойства и жалобы на счет плохой памяти ребенка. Вы уже много раз повторяли тему, а он опять забыл почти все слова. Да, такое бывает часто, к сожалению. И это связано с тем, что у ребенка не было личной заинтересованности в изучении данной темы, т.е. не было потребности, положительной мотивации. А вы помните, что наша цель – это развитие естественного слухоречевого поведения (такого, как у его слышащих сверстников). «Что же тогда делать?» – спросите вы, «Не изучать эту тему? Но она же важна для развития представлений ребенка об окружающем мире». Конечно, ряд тем все равно придется осваивать. Но, очень прошу вас, не забывайте при этом активно задействовать эмоционально-волевую сферу ребенка. Пусть мимика и пантомимика ваша по максимуму будет эмоциональны; речь ваша по максимум будет интонирована; а пособия, с которыми вы работаете по максимуму яркие и интересные для ребенка. И еще: стоит иногда задуматься об актуальности словаря и тем, которые вы предлагаете для изучения вашему ребенку. Дети от природы самодостаточны, любознательны и умны. Если ребенку что-то не нравится, это не просто так. Подумайте о причине. Зачастую, причина неохотного обучения и плохого запоминания того или иного речевого материала – его неактуальность для ребенка. Подумайте сами, что на начальном этапе ребенку важнее знать: чем отличаются овощи от фруктов, дикие животные от домашних, а чайная посуда от столовой?! Или важно знать, кто такие: тетя, девочка, дядя и мальчик; какие бывают женские и мужские имена; как лучше и правильно обращаться друг к другу или позвать кого-либо; как у них что-то просить или предложить что либо и другие актуальные темы.

Что же тогда получается? Многие сейчас подумают так, что их ребенок сам никогда не захочет заниматься. Что делать? Не заниматься, раз нет мотивации у ребенка? Нет! Заниматься, но… заниматься так, чтобы ребенок этого хотел, и ему было интересно. А как этого достичь? Ребенок сам принимает обучение лишь тогда, когда удовлетворяется его природное любопытство. Если не хотите сломать ребенка, повредить его психологическое здоровье – не заставляйте его делать то, что ему категорически не нравиться. Просто заинтересуйте его делом. А кому, как ни близкому человеку лучше всего знать, что интересно его ребенку больше всего.

Как же использовать это природное детское любопытство? Маленьким детям, глухим с рождения очень сложно что-либо объяснить, они еще ничего не знают, и все ваши объяснения им непонятны. Таким детям надо давать факты и возможность свободной детской практики. Детский мозг способен постигать действительность только через самостоятельное осмысление целых фактов. Так развивается их наглядно-действенное мышление и удовлетворяется природное любопытство. Это, отчасти, объясняет гиперактивность детей с нарушенным слухом, т.к. им (по сравнению со слышащими детьми) необходимо больше практики и больше свободной деятельности для познания окружающего мира – то, что можно слышащему рассказать, ребенок с нарушенным слухом должен познать сам на практике. Тогда дети прекрасно находят взаимосвязи между фактами, анализируют и сопоставляют их. Чем больше фактов ребенок воспринимает, тем больше него поводов для размышлений. 

Создавайте поле для воспитания, помогайте ребенку развиваться в нем, удовлетворите его природное любопытство.

Поменяйте свое отношение и подход к реабилитации – пусть обучение не будет мучением!

Мораль: И будет новый день, и будет хотеться жить!

Эта зарисовка появилась в полете Санкт-Петербург – Екатеринбург 19 сентября 2018 года.

Related Posts