Закон раннего старта
Закон раннего старта предполагает как можно более скорое понимание сущности, значимости и необходимости естественного слухоречевого поведения для ребенка. И не важно, сколько лет сейчас ребенку. Важно, что вы сейчас это читаете.
Цель данной заметки такова, что, прочитав ее у вас должен открыться «третий глаз» и «второе дыхание». Тогда вы с новым пониманием и новыми знаниями приступите к оказанию ребенку реабилитационных мероприятий. И сколько бы ребенку не было лет, ваш и его (ее) старт будет ранним, если к реализации своих новых планов вы приступите прямо сейчас.
Развивать у ребенка естественное слухоречевое поведение необходимо как можно раньше, сразу после того, как к вам в руки попала эта зарисовка. Сразу! Не после того, когда вы ее всю прочитаете и изучите несколько раз, а сейчас. Не с понедельника, а сегодня!
Почему так? Чем младше ребенок, тем более естественное слухоречевое поведение будет у него формироваться. Легче будет ребенку и взрослым, которые его обучают.
Сравним обучение устному вербальному языку ребенка с нарушенным слухом и обучение иностранному языку. Задумайтесь о том, на сколько естественное слухоречевое поведение у вас сейчас может развиваться, например, в японо-говорящей среде?! Естественно – при условии специального обучения. Будут ли ваши навыки понимания и говорения на японском языке столь естественны, как у тех, кто использует этот язык с самого детства? Задумались? Вот! То-то же!
Иногда бывает так, что человек с высоким уровнем интеллекта и высокой мотивацией добивается хороших результатов в слухоречевом развитии иностранного языка. Как правило, более эффективно в этом случае будет пребывание в речевой среде и общение с носителями языка. При этом затрачиваются очень большие ресурсы – образовательные и временные, без которых невозможно будет добиться положительного эффекта.
Известно, что если человек очень долго с рождения будет жить в темноте, он останется слепым, хотя органы зрения его будут сохранны. Просто способность коры головного мозга к дифференциации зрительных образов формируется в период роста головного мозга. Поэтому в том случае (депривации) такую возможность практически невозможно развить до уровня обычного зрячего человека. А если человек долго не будет иметь возможности общаться при помощи устной речи, то он с трудом сможет постигнуть тайны языка и у него не сформируется естественное слухоречевое поведение.
Поэтому начинайте заниматься речью и языком с ребенком прямо сейчас, формируйте и развивайте его слухоречевое поведение. Чем раньше вы начнете правильные занятия, тем быстрее ребенок сможет полноценно интегрироваться в слухоречевой мир родного и других языков.
Мораль: Молчание не золото!
Эта зарисовка появилась в полете Екатеринбург – Санкт-Петербург 21 сентября 2018 года.