Билингвизм или социокультурный подход в реабилитации

Эта заметка преимущественно для родителей детей школьного возраста, обучающихся в специальных образовательных учреждениях 1-2 вида (для глухих и слабослышащих детей), использующих в своем общении жестовую речь и, находящихся в процессе обучения устной речи.

В этой заметке мы рассмотрим:

Различные мнения на преимущественное использование той и другой системы (жесты и/или устная речь), в том числе и крайние – категорические;

Мое мнение на соотношение жестового языка и словесной речи, как основного средства для социализации детей с нарушенным слухом и после кохлеарной имплантации.

Определимся заранее – в заметке будем говорить о тех детях, в общении которых уже используется жестовая речь. Еще раз напомню – это, как правило, дети, обучающиеся в школах для глухих и слабослышащих.

Дорогие родители, для начала прочитайте следующее произведение великого китайского поэта, жившего в 772-864 гг. н.э. Бо Цзюй-и «Спрашиваю у друга». Оно символично и выражает ваше мнение о соотношении в использовании жестовой и устной речи.

Посадил орхидею,

Но полынь я не сажал.

Родилась орхидея,

Вместе с ней родилась полынь.

Неокрепшие корни

Так сплелись, что не расцепить.

Вот и стебли и листья

Появились на свет и растут.

И душистые стебли

И горькие листья травы

С каждым днем, с каждой ночью

Набираются сока и сил.

Мне бы выполоть зелье –

Боюсь орхидею задеть.

Мне б полить орхидею –

Боюсь я полынь напоить.

Так мою орхидею

Не могу я водой оросить.

Так траву эту злую

Не могу я выдернуть вон.

И в окончании этого стихотворения звучит тот вопрос, который я очень часто слышу от вас:

Я в раздумье: мне трудно

В одиночку движенье найти.

Ты не знаешь ли, друг мой,

Как с этим несчастьем мне быть?

В этой заметке я донесу до вас свое мнение на этот вопрос. Давайте для начала рассмотрим различные другие мнения на преимущественное использование жестов и устной речи, как основного средства социализации. Возможно, что для вашего мироощущения и воззрения на воспитание своего ребенка, вы определите для себя чье-либо другое мнение.

Итак:

1 мнение

«Никаких жестов», особенно для имплантированных – так считают приверженцы чистого устного метода. Ребенка надо адекватно слухопротезировать или имплантировать. А чтобы ребенок не использовал жесты – его нужно обязательно и срочно перевести из специализированной в массовую общеобразовательную школу. Мотив – ребенок же слышит, значит – может обучаться со слышащими сверстниками.

2 мнение

«Жестовая речь – это единственный естественный язык любого глухого человека». Так определяют соотношение жестов и устной речи, по мнению приверженцев социокультурного подхода. При этом, считается, что устной речи у глухого может не быть совсем, это не так принципиально, без нее можно обойтись. А социализироваться в «слышащем» обществе глухой сможет с помощью сурдопереводчика, который положен каждому глухому в перечне государственных услуг. Сообщества глухих признаются лингвистическим меньшинством, которое периодически рекомендует ввести жестовый язык в РФ, как второй национальный язык, чтобы каждый гражданин страны знал и устный русский язык и жестовый.

3 мнение

«Обучение устной речи через использование жестов» предпочитают использовать знающие жестовый и венский методы обучения глухих детей. Такие специалисты предлагают использовать жестовую речь – естественное  средство общения глухих, дактильную речь – как вспомогательное средство для обучения устной речи детей с нарушенным слухом и после кохлеарной имплантации.

Вот такие три мнения наиболее часто встречаются в нашем обществе при обучении детей с нарушенным слухом и после кохлеарной имплантации и соотношении жестовой и устной речи.

Теперь я поделюсь с вами своими соображениями на этот счет.

Первое

Хочу напомнить о том, что тему обсуждаем, как актуальную для детей, уже использующих жестовую речь и обучающиеся в образовательных учреждениях 1-2 вида (для детей с нарушенным слухом).

Второе

Детей, воспитывающихся в определенной среде и владеющих определенными навыками, невозможно единомоментно «перебросить» в абсолютно другую среду. Не представляю, как психологически комфортно для ребенка и эффективно для его развития и образования можно перевести глухого ребенка из школы 1 вида сразу после кохлеарной имплантации в массовую общеобразовательную школу. А так хотят поступить многие родители и даже некоторые специалисты. При таком переводе ребенка он существенно теряет не только в образовательном процессе, но и особенно этот процесс подрывает психологическое здоровье ребенка, он испытывает серьезный психологический стресс.

Третье

Когда же можно начать воспитание и обучение глухого ребенка после кохлеарной имплантации в массовой общеобразовательной школе? Ответ прост – он совсем на поверхности. Можно тогда, когда он:

Во-первых, будет готов без каких-либо вспомогательных средств воспринимать весь учебный материал тем способом, которым делают это его слышащие сверстники.

Во-вторых, когда он без каких-либо коммуникативных средств сможет без проблем общаться со своими одноклассниками, с более младшими детьми и взрослыми людьми. При этом он четко понимает обращенную устную речь в различных акустических условиях и может внятно изъясняться, т.е. окружающие люди четко его понимают.

Четвертое

При каких же условиях ребенок глухой ребенок после кохлеарной имплантации сможет осваивать в полном объеме весь учебный материал?

При таких:

1 – уровень невербального и вербального интеллекта должен соответствовать возрастным и программным требованиям. Для детей старше 5 лет есть стандартизированная психологическая методика для диагностики этих параметров – тест Векслера.

2 – уровень сформированности эмоционально-волевой сферы ребенка должен соответствовать развитию слышащих сверстников.

3 – Способность ребенка воспринимать речь учителя на слух, чему способствует увеличение пассивного, активного и слухового словаря ребенка, которые должны соответствовать или, как минимум, приближаться к нормативным данным.

4 – Ребенок после кохлеарной имплантации должен уметь различать, опознавать и распознавать речь учителя в сложных акустических условиях: в шуме, реверберации, изменение расположения источника звука в пространстве, его передвижения и локализации и др. Отчасти улучшить эти способности ребенку позволяют адекватное слухопротезирование и кохлеарная имплантация, бинауральное протезирование, дополнительные технические системы и ФМ-система.

Пятое

Очень много, чего должен уметь ребенок, чтобы обучаться в массовой общеобразовательной школе. Что же делать? Как тогда должно использоваться при обучении соотношение жестовой и устной речи, если ребенок продолжает обучаться в специализированной школе 1-2 вида (для детей с нарушенным слухом)? Стоит ли сильно переживать из-за этого?

Официально – основным методом обучения в специальной школе является устная речь. Дактильная речь является вспомогательным средством обучения, способствует уточнению фонемного состава слов и грамматического компонента языковой способности. Теоретически – жестовая речь не должна использоваться в процессе обучения детей с нарушенным слухом и после кохлеарной имплантации в специализированной школе. Но…! Вы, родители, должны понять, что иногда (а в более старших классах – это зачастую) без использования жестовой речи невозможно рассказать новую тему или объяснить то или иное понятие. Поэтому важно понимать, что иногда (или зачастую) без использования жестовой речи невозможно обойтись при развитии представлений об окружающем мире и устной речи. Важно, чтобы при этом учитывалось следующее:

  • Учитель в иных ситуациях не использует жесты в обучении; 
  • Воспитатель (во второй половине дня) в основном использует устную речь, которая может периодически сопровождаться жестами. При этом важно учитывать, что особенности построение жестовых высказываний существенно отличаются от грамматики устного русского языка;
  • В свободное от образовательного процесса время ученик если использует жестовую речь, то обязательно в сопровождении ее устной речью;
  • Дома и в других условиях окружающие люди с ребенком общаются исключительно устной речью, лишь в редких случаях, сопровождая ее уточняющими жестами;
  • Ребенок должен активно посещать слухоречевые индивидуальные занятия.

Шестое

И что будет в итоге при таком соотношении: «жестовая – устная речь»? В таких условиях ребенок постепенно (без психологического стресса и пробелов его образовании) освоит устную речь и поймет практический ее приоритет над жестовой речью, что важно при социализации и интеграции в «слышащее» общество.

PS

А жестовая речь или жестовый язык – совсем не речь и не язык.

Удачи вам и вашему ребенку!

Эта заметка появилась 22 ноября 2012 года во время перелета Москва –Краснодар

 

Related Posts